г. Челябинск, ул. Воровского 70, строение 1
8 (351) 232-82-40

Роль семьи в формировании речи ребенка

13.11.2017

Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы он добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся, как личность, чувствовал себя свободно и уверенно? Если это так, то учите своего малыша говорить. Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно.

Не заглядывая в отдаленное будущее, оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Если ваше любимое чадо не всегда понятно для вас и окружающих выражает свои мысли, желания, не ваша ли в этом вина?

Уделяете ли вы должное внимание тому, чтобы ребенок image(1)вовремя научился четко и правильно различать все звуки родного языка и правильно их произносить?

Правильная, развитая речь — заслуга прежде всего семейного воспитания. И, соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи своих детей нередко становится главной причиной дефектов звукопроизношения, невыговаривания или искажения звуков. Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию вашему ребенку поможет логопед. И все-таки основную нагрузку в обучении детей правильной речи должны взять на себя вы, дорогие родители!

С чего начать?

Начинать надо с малого. Мы имеем в виду возраст ребенка и те «малые» посильные задачи, которые вы поставите перед ним на первом этапе.

Решение речевых проблем требует и вашего желания, и знания элементарных принципов любого обучения. Это — ребенок должен учиться, играя. И — в сотворчестве со своим ребенком вы добьетесь наибольших результатов.

«Учимся у тех, кого любим» — это выражение как нельзя точно объясняет роль мамы на занятии.

Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 4,5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 4,5 года не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифицированная помощь.

Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребенка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему, и себе. Достаточно типична и такая ситуация: родители замечают, что их ребенок не выговаривает те или иные звуки, и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб, потому что неправильно формируется и закрепляется уклад языка и губ, а также, что важнее всего, теряется время.

Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. Время исправления звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более. В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции произношения до конца. Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приемы устранения речевых недостатков.

Научиться правильному звукопроизношению легче всего в дошкольном возрасте.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов:

1. Звук поставлен. 2. Звук закреплен изолированно, в слогах, словах и предложениях по подражанию взрослому и при его непосредственном контроле. 3. Сформирован самоконтроль за звуком, как единственная задача при механическом проговаривании лексического материала.

Закрепление звука дает более высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:

— зрительный (картина, портрет);

— слуховой, предполагающий параллельную задачу звукового плана (например, звукобуквенный анализ или задания по словообразованию, грамматике, развитию фразовой речи):

— тактильно-мышечный (письмо, моделирование буквы, обговаривание действий при изготовлении различных поделок и при выполнении трудовых поручений);

— вкусовой и обонятельный (речевое сопровождение собственных ощущений ребенка в естественных и искусственно созданных ситуациях во время прогулки, наблюдения, занятия какой-либо деятельностью, мотивационный (интересные задания на развитие мышления, памяти, внимания и других психических процессов).

В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо.

В связи с этим взрослый должен нацелить ребенка перед ответом на правильное звукопроизношение. Например, с помощью инструкции «Следи за звуками». Постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.) артикуляционной подсказкой или с помощью жеста: губы в «улыбке» или кисть руки внизу; губы «рупором» или кисть руки поднята вверх. Отметить качество произношения во время общей оценки ответа. Следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности. Стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Братик Петя (папа, бабуля) тоже хочет послушать. Повтори для него, но помни, что сегодня он «твой логопед» или дежурный по звукам и ты должен вместе с ним последить за звуком»).

Помочь организовать дома один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно. И в этом «уголке» обязательно есть кукла-логопед, напоминающая о правильном звукопроизношении. И с этой куклой ребенок делится своими впечатлениями за день, рассказывает рассказы, сказки, стихи.

Итак, в завершение я хочу еще раз отметить, что правильная, красивая речь вашего ребенка — заслуга прежде всего семейного воспитания. А устранить нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию вашему ребенку поможет логопед.