17 сентября отмечается Всемирный день безопасности пациентов
Об актуальности и аспектах безопасности пациентов при оказании медицинской помощи рассказывает главный специалист профилактической медицины Миасса Людмила Байер.
В рамках Всемирного дня безопасности пациентов в Челябинской области с 15 по 17 сентября проводится областная информационно-образовательная акция «Не навреди!». Об актуальности и аспектах безопасности пациентов при оказании медицинской помощи рассказывает главный специалист профилактической медицины Миасса Людмила Байер: «Несмотря на достижения современной медицины, при лечении заболеваний всё ещё существуют определённые риски для пациентов, вызванные небезопасным оказанием медицинской помощи.
Конечно же, все медицинские организации стремятся к оказанию качественной и безопасной медицинской помощи. Однако, мировая статистика свидетельствует о том, что во всём мире при оказании стационарной медицинской помощи вред причиняется, по меньшей мере, каждому десятому пациенту, а при амбулаторно-поликлинической – четырём из десяти пациентов, при этом предотвратить нежелательные последствия можно практически в 80 % случаев.
Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, Всемирная ассамблея здравоохранения в 2019 году приняла резолюцию «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов», объявив 17 сентября Всемирным днём безопасности пациентов.
Ежегодно для этого Дня определяется тема, задачи и лозунг сопровождающей информационной кампании. Так, в 2022 году темой Всемирного дня безопасности пациентов была «Безопасность применения лекарств», так как установлено, что вред, связанный с приёмом лекарств, составляет 50% общего предотвратимого вреда при оказании медицинской помощи.
В 2023 году для Всемирного дня безопасности пациентов выбрана тема «Вовлечение пациентов для обеспечения безопасного оказания медицинской помощи». Почему? Мировые исследования свидетельствуют: активное участие в процессе лечения пациентов, членов их семей и ухаживающих за ними лиц улучшает качество и безопасность оказываемой медицинской помощи.
Лозунг информационной кампании 2023 года звучит так: «Поощряйте пациентов высказывать своё мнение!». В этом лозунге – призыв об изменении восприятия роли пациента в процессе лечения, призыв об изменении модели взаимодействия врача и пациента, о необходимости организации помощи «вместе с пациентами» вместо принятия медицинских решений «за пациентов», о партнёрских отношениях с пациентами и членами их семей при оказании медицинской помощи».
Людмила Николаевна продолжает: «Какие модели взаимодействия врача и пациента существуют? Самая распространённая, привычная для нас с вами – пассивная: врач самостоятельно принимает решения о лечении пациента, пациент – лишь объект воздействия, отсутствует как обсуждение, так и согласование с ним хода лечения. Но такая модель взаимодействия врача и пациента эффективна лишь в ситуациях, когда пациент находится без сознания, или промедление с лечением может быть опасно для жизни.
Реже, но всё же имеет место быть модель сотрудничества врача и пациента. Врач, обладая знаниями, навыкам и опыту, разрабатывает план лечения и даёт рекомендации пациенту, рассчитывая, что пациент их выполнит или будет следовать им в жизни. А он их выполняет?
Совсем редко на практике встречается модель взаимного участия, когда врач и пациент – равноправные партнёры. При таком взаимодействии пациент рассматривается как эксперт своих целей и жизненного опыта, что делает необходимым его участие в разработке индивидуального плана лечения. Роль врача заключается в том, чтобы выяснить цели пациента и помочь ему их достичь.
«Зачем пациенту участвовать в процессе лечения?» – спросите вы. Давайте обсудим. Пациент лучше всех знает свои симптомы и чувствует реакцию организма на лечение. Пациент максимально заинтересован в позитивном результате лечения. Его активное участие, вопросы, которые он задаёт врачу, позволят ничего не упустить и добиться поставленных целей при лечении, профилактике и реабилитации.
Понятно, что и врач должен быть готов к активному участию пациента в процессе лечения и согласен поддерживать партнёрские отношения. Это сейчас активно обсуждается медицинской общественностью.
Все пациенты, как правило, хотят получить максимальную пользу от взаимодействия с врачом, например, на приёме в поликлинике. Но не всегда понимают, что к встрече необходимо подготовиться: записать вопросы и возникшие проблемы, определить ожидания от приёма (получить направление, лекарство), может быть даже придти в сопровождении близкого родственника или друга.
В беседе с врачом надо быть честным и открытым. Не стоит ждать, что врач «прочтёт ваши мысли». Необходимо рассказать ему обо всём, что беспокоит. И задать все волнующие вопросы. Не стоит уходить, пока полностью не станет понятным всё, что рассказал врач.
Исследования показали, что пациенты, которые принимают более активное участие в собственном лечении, получают более благоприятные результаты. Принимайте активное участие в вашем лечении!»