г. Челябинск, ул. Доватора, 19
237-29-74

17 сентября отмечается Всемирный день безопасности пациентов

17.09.2023

В рамках этого дня в Челябинской области с 15 по 17 сентября проводится областная информационно-образовательная акция «Не навреди!».

Конечно же, все медицинские организации стремятся к оказанию качественной и безопасной медицинской помощи. Однако мировая статистика свидетельствует о том, что во всём мире при оказании стационарной медицинской помощи вред причиняется, по меньшей мере, каждому десятому пациенту, а при амбулаторно-поликлинической – четырём из десяти пациентов, при этом предотвратить нежелательные последствия можно практически в 80 % случаев.

Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, Всемирная ассамблея здравоохранения в 2019 году приняла резолюцию «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов», объявив 17 сентября Всемирным днём безопасности пациентов.

Ежегодно для этого Дня определяется тема, задачи и лозунг сопровождающей информационной кампании. Так, в 2022 году темой Всемирного дня безопасности пациентов была «Безопасность применения лекарств», так как установлено, что вред, связанный с приёмом лекарств, составляет 50% общего предотвратимого вреда при оказании медицинской помощи.

В 2023 году для Всемирного дня безопасности пациентов выбрана тема «Вовлечение пациентов для обеспечения безопасного оказания медицинской помощи». Почему? Мировые исследования свидетельствуют: активное участие в процессе лечения пациентов, членов их семей и ухаживающих за ними лиц улучшает качество и безопасность оказываемой медицинской помощи.

Лозунг информационной кампании 2023 года звучит так: «Поощряйте пациентов высказывать своё мнение!». В этом лозунге – призыв об изменении восприятия роли пациента в процессе лечения, призыв об изменении модели взаимодействия врача и пациента, о необходимости организации помощи «вместе с пациентами» вместо принятия медицинских решений «за пациентов», о партнёрских отношениях с пациентами и членами их семей при оказании медицинской помощи».

Заведующий отделом медицинской профилактики ГБУЗ “ЧОЦОЗ МП” Людмила Байер рассказывает: «Зачем пациенту участвовать в процессе лечения?» – спросите  вы. Давайте обсудим. Пациент лучше всех знает свои симптомы и чувствует реакцию организма на лечение. Пациент максимально заинтересован в позитивном результате лечения. Его  активное участие, вопросы, которые он задаёт врачу, позволят ничего не упустить и добиться поставленных целей при лечении, профилактике и реабилитации. Понятно, что и врач должен быть готов к активному участию пациента в процессе лечения и согласен поддерживать партнёрские отношения. Это сейчас активно обсуждается медицинской общественностью.

Все пациенты, как правило, хотят получить максимальную пользу от взаимодействия с врачом, например,  на приёме в поликлинике.  Но не всегда понимают, что к встрече необходимо подготовиться: записать  вопросы и возникшие проблемы, определить ожидания от приёма (получить направление, лекарство), может быть даже придти в сопровождении близкого родственника или друга.

В беседе с врачом надо быть честным и открытым. Не стоит ждать, что врач «прочтёт ваши мысли». Необходимо рассказать ему обо всём, что беспокоит. И задать все волнующие вопросы. Не стоит уходить, пока полностью не станет понятным всё, что рассказал врач.

Исследования показали, что    пациенты, которые принимают более активное участие в собственном лечении, получают более благоприятные результаты. Принимайте активное участие в вашем лечении!»