Профилактика – закон и панацея здоровья
Почему здоровые на первый взгляд дети в течение учебы заболевают теми или иными болезнями. Как уберечь их от этого? На актуальные вопросы детского здоровья отвечает заведующий педиатрическим участком детской поликлиники ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» Наталия Семенова.
– Наталия Владимировна, какие причины могут вызвать заболевания у детей в период обучения в школе?
– Перед вступлением в школу все дети проходят профилактические осмотры, итогом которого становится врачебное заключение о состоянии здоровья ребенка. По итогам осмотра определяется группа здоровья, группа для занятий или освобождения от физкультуры. Затем такая справка предоставляется в школу.
Как показывают врачебные наблюдения, среди первоклассников преобладает первая группа здоровья, так называемая «здоровый ребенок». Но уже в конце начального звена школы добрая половина учеников уже переходит во 2-ую, а то и в 3-ью группу здоровья. Происходит это из-за появившихся в разных степенях заболеваний. Первым «слабым» звеном детского организма является костно-мышечная система (неправильная посадка за стол, неправильно подобранный по высоте стул или парта, тяжелый школьный рюкзак, неправильная плоская обувь и т.д.). Вторым, органы зрения. В начальном школьном звене нередки такие заболевания, как миопия, астигматизм по известной и популярной сегодня причине – длительное, неконтролируемое сидение за компьютером, многочасовое использование разных электронных гаджетов (планшеты, смартфоны). Организм в такой ситуации получает двойной удар – и на костно- мышечную систему, и на зрение. На третьем месте – заболевания нервной системы. Стрессы, нагрузки, несоразмерные возрасту, комплексы, резкая смена режима учеба-отдых после летних каникул. На третьем месте – заболевания органов пищеварения. Чаще всего выявляются гастриты из-за неполноценного питания – перекусов. Обычно такое случается, если родители по каким-то причинам отказываются от питания в школе.
– Чем помочь ребенку избежать тех рисков, которые подстерегают его здоровье на каждом шагу?
Профилактику следовало бы начинать не с 1 сентября, а в течение всего лета. Это и оздоровительный отдых в черте региона или страны, за рубежом. В целом, летом должен находиться на открытом воздухе 3-5 часов в день, а в рационе его питания преобладать фрукты и овощи, желательно выращенные на территории проживания или региона.
В теплое время года важно вести закалку организма. Осень и зима, как говорится, спросят своими ОРЗ, насморками, ангинами и т.д. Ребенок, приученный к водным закаливающим процедурам, легко входит в любой природный сезон и практически не зависит от него. Закаливать его нужно не с наступлением холодов, а в течение всего лета, чтобы организм получил устойчивую защиту от перепадов температур воздуха. Методика очень простая – постепенный переход от теплой к прохладной воде в течение продолжительного времени. Воздушные ванны – выходить на прогулку при любой погоде, чтобы ненастье не вгоняла в стресс и уныние.
– Неоспоримо, что пример взрослых важен в формировании здорового образа жизни у детей. Какие ошибки при этом совершают старшие, полагая, что их поведение не отразится на младших ?
Естественно, здоровый, гармоничный ребенок растет при адекватном внимании к нему, хорошем примере соблюдения правил здорового образа жизни взрослыми. Не стоит при детях курить, употреблять спиртное, делать их свидетелями взрослых ссор. К примеру, табачный дым может привести к заболеванию бронхиальной астмой ребенка с аллергическим фоном , соответственно и к переводу с 1-й во 2, а то и 3-ью группы здоровья.
Дети считывают стиль поведения взрослых и считают его единственно правильным для себя. Вспоминается такой случай. Одной маме пожаловались в школе, что ее сын постоянно дерется. Сам он ответил на этот вопрос: «А почему папе можно, а мне нельзя?». И это касается всего, чем живет семья, как общаются между собой, как питаются, как отдыхают вместе или порознь – пример взрослых – лучший воспитатель. Важно, чтобы родители как можно чаще вместе с детьми устраивали праздники на природе – по выходным и в отпусках, чтобы оставался постоянный эмоциональный контакт, духовный, нравственный…